|
Производитель Native
Instruments, Inc.
Демо-версия на www.native-instruments.de
Native Instruments Reaktor - это программа-конструктор
самых разнообразных музыкальных
устройств (от синтезаторов до модулей
обработки аудиосигналов, таких, как
ревербераторы, вокодеры, эквалайзеры).
Позволяет управлять всеми
контроллерами устройства, разработанного Вами,
по MIDI.
Встраивается в операционную систему
Windows как виртуальное MIDI-устройство.
Работает только в реальном времени.
Позволяет собирать устройства
практически любого типа из элементарных
компонентов (генераторов, фильтров, модулей
записи-воспроизведения WAV-файлов, задержек и
много других).
Просто запустите Setup.exe.
Все время нажимайте кнопку Дальше (Next).
Запустите программу Reaktor.
Сразу после этого появится панель
инструмента BiMachine, которая играет музыку. BiMachine
включает в себя 2 пары синтезаторов (Synth, шумовой
Noise и синусоидального Sine сигналов). Каждый из них
управляется своим секвенсером ( Sequencer,
устройство, выдающее ноты ).
Покрутите ручку Main Vol (общая
громкость). На панели Noise-Percussion покрутите разные
регуляторы, послушайте, что изменилось. Когда это
дело Вам надоест, то нажмите кнопку Stop на панели
инструментов программы (панель под меню). Если
захотите еще раз послушать нажмите соседнюю
кнопку Start.
Теперь настройте MIDI-параметры. Нажмите
пункт меню программы System/ MIDI Settings. Появится окно
MIDI Port.
. Если у Вас есть MIDI-клавиатура,
подключенная к аудиокарте MIDI-кабелем,
то щелчком мыши и последующим нажатием на кнопку
Insert выберите на левой панели Available Inports
(входные порты) порт типа MPU-401 IN,
или External MIDI-IN, или MIDI In (это,
в зависимости от типа аудиокарты, название
MIDI-разъема на ее задней панели), с которого будут
поступать MIDI-команды.
То же самое проделайте и
для порта Generator Internal MIDI Port. Это и есть виртуальное
MIDI-устройство, которое Вы можете сделать
выходным портом Вашего MIDI-редактора (подавать на
него MIDI-команды). Для него запущенная программа
Reaktor будет таким же синтезатором, как и
аппаратный синтезатор звуковой карты. Когда
выбор закончен, нажмите кнопку OK.
В качестве входного порта
(In Port) выберите Wave In или Wave Recording (в зависимости от
типа аудиокарты).
В качестве выходного порта (Out Port)
выберите Wave Out или Wave Playback. Если в списке имеются
выходные порты со словом DirectSound, то лучше
выберите этот порт, он работает быстрее.
Положение движков Record Ahead и Play Ahead
(задержка реакции программы на управляющие
команды по MIDI и на вращение/переключение ручек на
экране) подбирают эксперементально. Чем левее
положение, тем меньше задержка. Поставьте движок
в крайнюю левую позицию и нажмите кнопку ОК.
Нажмите кнопку Start на панели
инструментов программы. Если звук начал
"дергаться", прерываться, то значит
время задержки надо увеличить.
Теперь осмотрим некоторые органы
управления на панели инструментов программы.
Кнопка Run/Stop Audio (Запустить/Остановить звучание
программы). Когда эта кнопка нажата, Reaktor,
находится в процессе непрерывной работы, чем
загружает процессор. Величину этой загрузки
можно увидеть в соседнем с этой кнопкой окошке (в
%). При вычислительной перегрузке процессора
появляется сообщение "Processor Overload! Audio Processing has
been stopped." (процессор перегружен и программа
остановлена), процесс вычислений прекращается
автоматически (кнопка Run/Stop Audio переходит в
отжатое положение). Нажмите ее. Если она опять
вырубилась, то попробуйте перезапустить
программу или компьютер. Если уже ничего не
помогает, то Вам остается упростить сделанное в
Reaktor'е устройство или увеличить мощность Вашего
компьютера. Или смотрите следующий пункт.
Самое верхнее окно с выпадающим
списком - это частота дискретизации, на которой
работает сделанное в Reaktor'е устройство. Чем эта
частота выше, тем качество звука лучше, но тем
большая мощность процессора требуется для
работы программы. При перегрузке процессора
можете попробовать снизить частоту
дискретизации.
В окошке рядом с кнопками Start и Stop
секвенсера расположено окошко Темп
воспроизведения (в четвертных долях в минуту).
Откройте файл BiMachine.ens, нажмите кнопку Start и
понажимайте кнопки со стрелками (в виде
треугольничков) возле этого окошка. Вы услышите,
как меняется скорость музыки.
Кнопка Lock предназначенна для фиксации
положения ручек на панели устройства. Если эта
кнопка находится в отжатом положении, то Вы
можете перемещать какую-нибудь ручку или кнопку
по экрану, ухватив ее мышкой. Если же нажата, то
перемещение невозможно. Когда инструмент уже
полностью готов, советую нажать эту кнопку.
Текущее положение всех ручек Вы можете
сохранить нажав на кнопку Store Snapshort
(предустановка). После этого появится панель
Snapshorts.
В окошке Label (Название)
наберите название предустановки, под которым Вы
хотите сохранить ее. Например, My Preset. Нажмите
кнопку Store.
Рядом с вышеописанной кнопкой
находится маленькое окошко, показывающее
максимально возможное количество одновременно
звучащих нот Reakor'а. Вы можете сами установить это
значение при помощи кнопок со стрелками
расположенных у этого окошка. Но учтите, чем
больше число выставлено, тем выше загрузка
процессора.
Мигание голубых лампочек с надписью MIDI
показывает, что в этот момент на MIDI-вход Reaktor'а
приходят команды.
Нажмите пункт меню программы File/ New
Ensemble. Замечу, Ensemble (Ансамблем ) называется
устройство, разработанное в Reaktor'е. Появится два
полупустых окна Ensemble - Structure (структура ансамбля,
внутренние блоки, из которых состоит устройство)
и Ensemble - Panel (главная панель управления
инструментом). Пока в окне Structure имеется только
аудио вход Audio In и Audio Out. Эти выходы идут к
аудиокарте. Громкость регулируется на системном
микшере движком Wave Out. Кроме того, в самом
ансамбле имеются ручка общей его громкости Master и
общей настройки по высоте тона Tune.
Нам нужно создать теперь сам
синтезатор. Он будет входить в ансамбль в
качестве инструмента. Щелкните правой кнопкой
мыши в окошке Ensemble - Structure. В появившемся меню
нажмите пункт Instruments\New (пустой инструмент).
Ансамбль может включать в себя несколько
инструментов. В окне Ensemble - Panel появилась
пустая панель управления новым инструментом
(маленький прямоугольничек с надписью Instrument),
а в окне Structure блок (прямоугольник) с
аналогичным названием.
Переименуем этот блочок. В окне
Ensemble-Structure щелкните правой кнопкой мыши на Instrument.
В появившемся меню нажмите пункт Properties.
Появится окно Instrument-Properties.
Выстроите все окна, нажав пункт меню
программы Window/ Tile Horizontally
В окне Ensemble-Structure щелкните правой
кнопкой мыши на Instrument. В появившемся меню
нажмите пункт Structure. Откроется окно Instrument-Stucture
(структура инструмента).
Начинаем создавать начинку. Щелкните
правой кнопкой мыши в окне Instrument-Structure. В
появившемся меню нажмите пункт Modules/ Oscillator/ Sine
(модули/ генераторы/ сигнала синусоидальной
формы). Появится блочок Sine.
Если Вы наведете на него
указатель курсора, то появится всплывающая
подсказка, в которой дается краткое описание
модуля.
Вы можете, "ухватив" мышью,
переместить модуль в наиболее удобное место в
этом окне. "Ухватить мышью" - значит
поместить курсор над объектом, который мы
собрались перемещать, нажать левую кнопку и, не
отпуская ее, перетащить объект на нужное место,
после чего отпустить кнопку.
Теперь создадим аудиовыход
синтезатора. Щелкните правой кнопкой мыши в окне
Instrument-Structure. В появившемся меню нажмите пункт
Modules/ Terminal/ Audio Out Port. Появится аудиовыход нашего
устройства.
Аналогично (по правой кнопке меню и т.
д.) добавим в том же окне блочок Modules/ Auxiliary/Audio Voice
Combiner ("{", голосовой объединитель). Если Вы
нажмете одновременно несколько нот, когда будете
играть на этом синтезаторе, это устройство
скомбинирует все эти ноты (превратит в один
суммарный звук). Без голосового объединителя Вы
сможете играть только одним пальцем
одновременно.
Соединим выход Audio Voice Combainer с Out. Для
этого нажмите левой кнопкой мыши на правой
зарубке блока "{" и не отпуская кнопку
протяните появившуюся пунктирную линию до
зарубки на блоке "Out", после чего можно
отпустить кнопку. Линия связи между блоками
станет непрерывной.
Следует отметить, что левые
зарубки на блоках - это их входы, а правые - выходы.
Входы и выходы бывают двух типов. Audio (аудио - сам
звук) и Control (управления - положение ручки, кнопки,
MIDI-команды).
Соединим выход генератора Sine со входом
голосового объединителя ("{").
В этом же окне создадим блочок Modules/ MIDI/
NotePitch (блок, на выходе которого появляется номер
(высота) ноты, поступающей на MIDI-вход).
Соединим этот модуль со входом P (pitch, высота ноты)
генератора Sine.
В этом же окне создадим блочок Modules/ MIDI/
Gate. Это блок, на выходе которого появляется
громкость ноты (в зависимости от скорости
нажатия на клавишу динамической MIDI-клавиатуры),
поступающей на MIDI-вход. Соединим этот модуль со
входом A (amplitude, амплитуда, громкость) генератора
Sine.
Теперь в окне Ensemble-Stucture соедините выход
Out модуля Instrument одновременно с обоими входами
L(левый аудиоканал) и R(правый канал) модуля Audio Out.
Соединяйте их таким же способом, как и при
соединении блоков внутри синтезатора. После
этого вспыхнут лампочки на всех блоках.
Теперь можно попробовать поиграть на
этом синтезаторе даже если у Вас нет
MIDI-клавиатуры. Понажимайте на буквенные клавиши
компьютера, и Ваш синтезатор зазвучит.
Доработаем
синтезатор №1.
В окне Instrument-Structure добавим фильтр Modules/
Filter/ Multi/LP 4-Pole. Этот фильтр будет определять
тембр сигнала.
На его выходе спектр сигнала
делится на 3 части: высокие частоты - выход HP,
средние частоты - BP и низкие - LP. Частота настройки
фильтра определяется значением на входе P (pitch,
номер ноты, может быть не целым). Коэффициент
усиления фильтра (громкость сигнала на его
выходе) регулируется значением на входе R (resonance,
резонанс).
Заменим генератор на другой. Щелкните
правой кнопкой мыши на модуле Sine. В
появившемся меню нажмите пункт Delete (удалить).
Теперь добавим генератор Modules/ Oscillator/
Triangle, и соединим его вход P с модулем NotePitch, а вход A
- с Gate.
Соединим выход Out генератора Triangle со
входом In фильтра 4-Pole Filter, а выход LP2 фильтра с
объединителем голосов ("{").
Соединим выход датчика номера ноты
NotePitch со входом P фильтра 4-Pole Filter.
Добавим регулятор резонанса. Для этого
добавьте модуль Modules/ Panel/ Knob. Появится
прямоугольничек с надписью "Knob".
Щелкните правой кнопкой мыши на модуле
Knob. В появившемся меню нажмите пункт Properties.
Откроется окно Knob-Properties (структура инструмента).
В поле Label наберите
"Res".
В рамке Range (диаппазон
значений на выходе регулятора) в поле Max введите
0.98, в поле Min - 0, в поле Step(шаг изменения) - 0.01.
Посмотреть диаппазон для
конкретного входа можно в окне Instrument-Structure
поместив указатель курсора над входом R фильтра
Modules/ Filter/ Multi/LP 4-Pole. Вы увидите описание этого
входа.
Отметьте "птичкой"
квадратик Visible In Ens. (сделать регулятор видимым в
окне Ensembles).
Нажмите кнопку ОК.
В окне Ensemble-Panel прямоугольник Instrument
расширится и в нем появится регулятор Res.
Щелкните в свободном от панелей
месте этого окна правой кнопкой мыши. Если
появившемся меню пункт Lock (запретить перемещения
в окне) отмечен "птичкой", то щелкните по
нему, чтобы разрешить перемещение. Если же он не
был отмечен, нажмите клавишу компьютера Esc, чтобы
убрать меню.
Теперь Вы можете, "ухватив"
мышью, переместить новую панель в наиболее
удобное место в этом окне.
В окне Instrument-Structure соедините выход
регулятора Res со входом R фильтра 4-Pole Filter.
Теперь поиграйте на клавиатуре
компьютера. В окне Ensemble-Panel покрутите ручку Res,
послушайте, как меняется звук.
Наверх
|