МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ



Х А Р Д - Л А Б О Р А Т О Р И Я

     Обо всех своих вопросах по работе с околомузыкальными железками (картами, модемами, микрофонами и т.д.), о каких еще железках  Вам хотелось узнать пишите сюда.

 

ESS-1868

Yamaha 724

Creative Sound Blaster Live!

Creative Sound Blaster 128

Vortex 2

Diamond Monster Sound

M-Audio Delta 192

Звуковые и видео карты

Наверх

     Предназначены для воспроизведения звукового сопровождения компьютерных программ и сопряжения с различными внешними музыкальными устройствами (синтезаторами, блоками обработки аудиосигналов). Представляют собой платы вставляемые внутрь компьютера в разъем ISA, PCI или PCI Express.

О звуковых картах для музыкантов читайте здесь.

АНАЛОГОВЫЕ АУДИОКАРТЫ

    Из нынешних звуковых карт наиболее благоприятное впечатление производит Sound Blaster 128, но в нее нельзя подгрузить ваши инструменты. Имеет довольно низкий уровень шума.
    Карты Yamaha-740 есть не что иное, как упрощенная Yamaha-724, без выходного усилителя. Она не "тянет" наушники, подключенные непосредственно к линейному выходу. Ей требуются обязательно активные колонки, некоторые из них имеют гнездо для подключения наушников.
    Карты Crative Soundbalster Live! на слух заметно уступает в прозрачности звука Audigy, это можно заметить на ударных инструментах типа тарелок или ударов по ободку рабочего барабана.
    Но, конечно, среди карт с аналоговыми выходами у
M-Audio Delta 192 соперников по качеству звука практически нет.

ЦИФРОВЫЕ АУДИОКАРТЫ

     С непрерывно ширящимся распространением высококачественных источников аудио и видео, все большую актуальность приобретают аудиокарты вовсе не имеющие аналоговых разъемов. Примером серийно выпускаемого изделия может служить Asus Xonar. Эти карты оснащены разъемом HDMI версии 1.3 (аудио+видео) с повышенной пропускной способностью (до 7+1 каналов с частотой дискретизации 192 кГц), которые уже можно нередко встретить в бытовых ресиверах и телевизорах.
     Правда
HDMI-аудио - это полноценное зуковое устройство, а вот для отображения видео, которое замешивается вместе со звуком в HDMI, нужна отдельная видеокарта с выходом DVI, от которого специальный кабель подключается к Xonar'у. Карта также может поставляться с высококачественными аналоговыми выходами.
    Также недостатком этой карты можно назвать ее высокую стоимость
для решения задачи подключения копьютера к ресиверу или телевизору по HDMI.
    На некоторых недорогих материнских платах (Asus M2N-E HDMI) имеется аудиовыход HDMI (аудиокарта в операционной системе). Версию HDMI выяснить не удалось -вероятнее всего 1.0 - 1.2.

АУДИО+ВИДЕО КАРТЫ (HDMI)

       В принципе, на неторых моделях видеокарт Asus и Radeon уже давно присутствуют выходы HDMI, но должна присутствовать еще и звуковая плата с выходом SPDIF, который подключается ко входу SPDIF видеокарты и примешивается к видеопотоку HDMI видеокарты (в операционной системе есть HDMI-выход видеокарты). Проблема в том, что по пропускной способности SPDIF значительно уступает HDMI.
      Но хорошая новость в том, что у
Radeona стали появляться дешевые видеокарты с HDMI 1.3 (дешевая модель Radeon HD 4350, 4550, а также 4600, 4700, 4770, 4800, 4890), которые видятся ситемой, как видео- и аудиокарты. Таким образом, пользователь освобождается от лишних коммутаций между картами и по HDMI передается полноценный поток 7.1 каналов 192 кГц. Есть небольшие проблемы с драйверами (например, не всегда происходит выход из спящего режима при работе только на один выход HDMI), но это, скорее всего, зависит от совокупности компонентов компьютера (материнской платы, сетевой карты и пр.).

     Стоит заметить, что если выход HDMI или SPDIF исправен и драйвера в порядке, то качество звука через цифровой выход не зависит от цены аудио (аудио-видео) карты.

     Подробнее о подключении аудиокарты к ресиверу - здесь. 

 

    Аудиокарта имеет следующие входы (подробнее здесь):

  • Микрофонный (Mic) - для подключения микрофона (расчитан, в основном, на электретный);

  • Линейный (Line, Line In) - для подключения синтезатора, CD, мини-диска и других подобных устройств. На профессиональных картах бывает несколько линейных входов для многоканальной записи.

  • MIDI IN - объединен в одном разъеме (широком с большим количеством дырочек) с MIDI-выходом и входом джойстика. На этот вход поступают MIDI-команды от внешних музыкальных инструментов.

  • SPDIF IN - цифровой стереовход.

    Выходы (подробнее здесь):

  • Линейный (Out, Line Out) - для подключения к внешнему усилителю мощности, к бытовому радиокомплексу, к магнитофону, активным (содержащим в себе усилитель)  компьютерным колонкам и подобной технике. Бывает несколько линейных выходов для 3D (трехмерного) звука.

  • Громкоговоритель (Speaker) - для непосредственного подключения громкоговорителей, пассивных (без встроенного усилителя) компьютерных колонок.

  • MIDI  OUT - объединен с MIDI-входом в одном разъеме. Отсюда MIDI-команды идут на внешние музыкальные инструменты.

  • SPDIF OUT - цифровой стереовыход.

     Если Вы собрались заниматься звукозаписью на профессиональном уровне, то Вам потребуется аудиокарта с цифровыми входами/выходами (SPDIF). Профессиональные внешние синтезаторы тоже зачастую имеют SPDIF'ы. Сделать запись с микрофона и инструментов, не имеющих цифровых выходов, Вы сможете при помощи аналогово-цифровых преобразователей (аналог - имеется ввиду звук в форме электрических колебаний).

    У современных аудиокарт есть такое важное свойство, как full duplex (полный дуплекс). Это способность карты воспроизводить и записывать одновременно разные сигналы (звуки). Полный дуплекс позволяет Вам слышать свой голос и инструментальную фонограмму (уже записанную, как аудио) в наушниках при записи вокала в музыкальном редакторе.

Если Вы собрались купить звуковую карту, настоятельно рекомендуется аудиокарта с разъемом PCI-express.

В настоящее время количество слотов (разъемов) PCI  на материнских платах машин идет на убыль.   Передача информации по PCI идет медленнее.

     Исключением при выборе между PCI и PCI-Express являются только специфические профессиональные звуковые карты, те PCI-express аналогов которых просто еще нет.

 

 

USR Sportster PCI

Zyxel

Модемы

Наверх

     Предназначены для соединения компьютера через телефонную сеть с компьютерными сетями (например, с Интернет). Бывают встроенные (компьютерная карта ISA или PCI) и внешние (коробочка, подключаемая к машине через COM-порт). Помимо соединения компьютеров между собой, модемы могут иметь дополнительные функции:

  • Голосовые - можно использовать, как обычный телефон ;

  • Факс - принимать и отправлять факсы.

Естественно, все это можно делать, когда Вы не в Интернете.

Различаются модемы максимальной скоростью соединения, которая измеряется в бодах (килобитах (K) в сек). Учтите, что российские телефонные сети неважного качества, поэтому исплользовать 56К-модемы на полную мощность вряд ли придется. Подробнее об этом читайте здесь.

     Учтите, что стоимость модема возрастает к повышению скорости передачи в геометрической прогресии. Впрочем, модемы популярных в России фирм (Acorp, Eline, USR), в общем-то, примерно одинаковы по потребительским свойствам. Хотя USR Sportster, а тем более Courier считается более надежным по качеству соединения, но учтите, что повышение скорости перекачки возрастает гораздо медленнее повышения скорости. Тут скорее важна подгонка модема к Вашей конкретной телефонной линии и выбор провайдера.

     Модемы Zyxel соединяются не на максимально возможной скорости (коннекта) для линии. Zyxel подключаются на скорости, обеспечивающей максимальную скорость передачи данных (см. в программах типа GetRight). Коннект на более высоких скоростях приводит к увеличению ошибок передачи. Именно поэтому производительность Zyxel'а выше, чем у других модемов при более высоких скоростях соединения. Zyxel выжмет максимально возможную производительность Вашей линии. В принципе, рекомендуется принудительно ставить максимальную скорость соединения других типов модемов ниже на 1-2 ступени максимально достигнутой в линии для повышения скорости перекачки данных.

     Некоторые внешние модемы (например Zyxel Omni) могут, в отличие от внутренних, работать автономно (при выключенном компьютере) - принимать и запоминать факсы, АОН, автоответчик, в общем, как обычный телефон.

 

 

МД-85

AKG-3800

SHURE-50

Behringer XM2000S

 

Микрофоны

Наверх

     Микрофоны предназначены для записи вокала и акустических инструментов. Как они выглядят, я думаю, знают все. Бывают нескольких типов:

  • Динамические - колебания воздуха качают около магнита катушку, в которой возникает переменный ток, подаваемый на усилитель.

  • Электретные, конденсаторные - колебания воздуха качают мембрану, от чего меняется емкость конденсатора во внутренней электрической цепи   микрофона. Для работы эти микрофоны требуют батарейку.

У микрофона имеются следующие характеристики:

  • Диаграмма направленности. Показывает чувствительность микрофона (интенсивность электрического колебания, возникшего в результате звукового воздействия) в зависимости от направления источника звучания. То есть, как изменяется громкость звука в динамиках от того, с какой стороны говорить в микрофон.
        Диаграммы направленности бывают следующих типов:

    • Ненаправленная - одинаковая громкость звука в динамиках с какого направления не говори.

    • Кардиоида - хорошо слышно, только если говорить в микрофон с передней стороны и чуть сбоку.

    • Суперкардиоида - то же, что и предыдущее, только более узкая направленность. То есть, если говорить не прямо в микрофон, а чуть сбоку, то голоса уже не слышно.

    • Восьмерка - хорошо слышно спереди и сзади, а с боков плохо.

  • Частотный диапазон. Показывает чувствительность микрофона в зависимости от высоты звука.
          У хорошего микрофона этот параметр равен 50 ... 20 000 Гц (Hz). Чем меньше первая цифра, тем чувствительней микрофон к басам (звук будет более мощным). Чем выше вторая цифра, тем больше чувствительность к высоким звукам (звонче будет вокал, лучше слышны тарелки).

       Немного рекомендаций по выбору микрофона. Никогда не поддавайтесь на провокационные вопросы продавца: Какой суммой Вы располагаете? Вам будет предложено самое дорогое на эту сумму. Но надо брать то, что отвечает Вашим требованиям и не переплачивать деньги за фирму или положившись на мнение продавца. Попросите включить микрофон в усилитель, попойте в него или, если стесняетесь, хотя бы поговорите. Послушайте звук в колонках, а еще лучше, в наушниках. Попробуйте все микрофоны, не побрезгуйте самыми дешевыми. Микрофон должен подходить именно под Ваш голос. Таким, с большой вероятностью, может оказаться и микрофон за $20, а не роскошная "машина" за 500. И тут не в качестве вокала дело (плохой вокал - дешевый микрофон), а в соответствии частотных характеристик микрофона именно Вашему голосу.
       Для пробы инструментального микрофона лучше прийти с другим членом Вашей команды, который в наушниках послушает звук инструмента, на котором Вам придется поиграть перед микрофоном.

       Shure-50 - дорогой ($150) механически прочный, концертный вариант  с хорошим звуком.

       Behringer XM2000S - недорогой ($28) микрофон с ярким звучанием.

 

 

 

MIDIMAN Flyinng Calf A/D

MIDIMAN Flyinng Calf  D/A

 

Преобразователи аналог-цифра

Наверх

     Предназначены для преобразования обычного звукового электрического сигнала (аналогового) в цифровой и наоборот.
     Внешне представляет собой коробочку, подключаемую к цифровым входу или выходу звуковой карты.
     Например, если аудиокарта имеет цифровой вход, то записать электрогитару можно, подключив ее к аналогово-цифровому преобразователю (АЦП или A/D). Выход (цифровой) преобразователя подключается к цифровому входу звуковой карты.
     Цифровой вход цифрово-аналогового преобразователя (ЦАП или D/A) подключается к цифровому выходу аудиокарты. На выходе этого преобразователя получается обычный электрический звуковой сигнал, который подается на усилитель с колонками.

     Вы спросите: а зачем вообще нужны все эти навороты? В принципе, в подавляющем большинстве аудиокарт имеются встроенные АЦП и ЦАП. Проблема в том, что внутри корпуса компьютера имеются мощные источники электрических помех. Даже самые лучшие звуковые карты имеют довольно высокий реальный (а не заявленный производителями) уровень шумов (шумы, слышные в колонках, подключенных к карте). Возникают эти шумы в аналоговых (звуковых) цепях аудиокарты, до того, как сигнал преобразуется в цифру, и после превращения цифры в звук. Поэтому для повышения качества записи-воспроизведения было решено вынести все аналоговые цепи "за борт" компьютера, подключившись к карте только цифровыми, входами-выходами.
     Естественно, эти преобразователи стоят недешево, поскольку для домашней студии пока являются экзотикой.
     Перед тем, как покупать этот преобразователь, уточните - поддерживает ли Ваша звуковая карта при записи/воспроизведении аудиофайла такую высокую разрядность (20-, 24-бит). Если не поддерживает, то улучшение качества звука не получится. Например, SB Live! несмотря на цифровые входы-выходы, не пишет в файл больше 16-ти разрядов.

 

MIDI-клавиатуры

Наверх

     Представляют из себя клавишный музыкальный инструмент, который не может издавать звуки, но со своего MIDI-выхода, подключаемого к звуковой карте, выдает специальные команды (номера нажимаемых клавиш). Таким образом, можно записывать фортепианные партии в компьютер с помощью MIDI-редакторов.

    MIDI-клавиатуры могут быть динамическими, то есть громкость ноты, воспроизводимой синтезатором, подключенным к такой клавиатуре, зависит от скорости (силы) нажатия на клавишу.
    Кроме того имеются модели, чувствительные к послекасанию. То есть после нажатия ноты можно приотпустить (не до конца) клавишу, потом принажать, а внешний синтезатор при этом будет менять окраску звука, в зависимости от того насколько глубоко нажата клавиша.

    MIDI-клавиатуры различаются по размеру клавиш: стандартные фортепианные и уменьшеные. Для развития техники игры, лучше всего подходят, конечно, стандартные, но, если нужно съэкономить деньги, остановитесь на втором варианте.

    MIDI-клавиатуры могут иметь различное количество октав. В большинстве случаев для записи на компьютере и работы в клубе хватит и 4-х октав.

     В качестве MIDI-клавиатуры лучше всего приобрести какой-нибудь подержанный синтезатор с динамической клавиатурой (громкость ноты зависит от силы удара по клавише) типа Roland, Korg, Yamaha, имеющий MIDI-выход (круглое гнездо-"мама" диаметром около 14 мм с 5-ю дырочками и надписью MIDI OUT). Попросите продавца обязательно продемонстрировать "динамичность" клавиатуры. Для проверки функционирования MIDI OUT'а Вам понадобится второй синтезатор и MIDI-кабель. Один конец его (любой) подключите к Вашей будущей покупке (гнездо MIDI OUT), а второй к другому синтезатору (гнездо MIDI IN). Второй синтезатор подключите к колонкам. Когда Вы нажимаете клавиатуру на первом синтезаторе, то второй должен издавать звук.

     Для подключения к компьютеру понадобится уже названный выше MIDI-кабель и переходник между MIDI-кабелем и звуковой картой, который можно приобрести или в магазине музыкальных инструментов, или в компьютерной фирме. Кстати эти переходники бывают с разъемом типа "папа", который можно непосредственно подключить к MIDI-клавиатуре. Подробнее обо все этом смотрите в Курсе молодого бойца.

 

CD-ROM'ы

Наверх

    В принципе трудно дать какой-либо совет по выбору привода CD. Хорошая слава закрепилась за фирмами Pioneer, Panasonic (он же - Matshita), Teac. Но, в принципе, можно брать Acer. Плохие воспоминания сохранились о LG.
    Погоня за скоростью привела к тому, что CD-диски начали в буквальном смыле разлетаться на куски. Это касается в основном 50x (50-скоростных). Но поскольку иные CD исчезают из продажи, то появились маленькие програмки для принудительного ограничения скорости. Например, CD Speed.

 

 

Наверх

 

МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ

Напишите Web-мастеру