MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - проще говоря, цифровой
интерфейс музыкальных инструментов. Если
все равно не понятно, то слушайте мой рассказ.
Когда в музыку стали проникать
компьютеры, то разработчики электронных
инструментов подумали: "А не возложить ли нам
часть сложного управления электромузыкальными
инструментами (ЭМИ) на ЭВМ?" Что это сулило? Как
Вам известно, составы музыкальных команд с
течением времени все уменьшались в своем
количестве и уменьшались. Это, конечно, дает
свободу творчеству, но композитор хочет
использовать при аранжировке своей песни не
один, а пару десятков разных инструментов. Кроме
того он не хочет ждать репитиции большого
оркестра, чтобы услышать свою новую идею.
Зачастую у него и нет никакого оркестра. Значит
неплохо было бы поиметь возможность
запрограммировать партитуры, а потом
автоматически их воспроизвести.
Всяких разных ЭМИ к тому времени
было просто валом. Даже к некоторым из них можно
было проводом подключить "электрического
музыканта" (этакий ящичек с лампочками и
кнопочками, называемый секвенсером)
специальным проводом, который посылал команды
типа "нажать определенную ноту". Но главная
проблема была в том, что "музыкант" от одной
модели инструмента не подходил к другой.
Тогда было решено, создать
единый интерфейс (заранее оговоренный набор
команд управления и способ соединения между
устроиствами) подключения электронных
музыкальных инструментов к секвенсерам и между
собой. Таким интерфейсом и стал MIDI. Теперь мы
можем присоединить синтезатор Yamaha к секвенсеру
Roland, и это будет работать. Кстати сейчас в
основном в качестве секвенсера применяют
компьютер.
Теперь рассмотрим, что
еще позволяет нам делать MIDI, кроме передачи
команд на нажатие нот.
В синтезаторе имеется
куча различных ручек и кнопочек (фильтры,
модуляция, вибрато, уровень реверберации), чтобы
повысить выразительность исполнения, их
приходится постоянно крутить во время игры. В
набор MIDI-команд входят команды управления
контроллерами (этими самыми ручечками и
кнопочками, а также ножными педалями типа
фортепианных). Это значит, что компьютер при
проигрывании музыки может посылать синтезатору
команду "под каким углом (на какую позицию)
повернуть ручку" или "нажать/отжать
кнопку", включить звук рояля или скрипки.
Например, мы
создавали-создавали звуки на нашем синтезаторе и
заполнили всю его память. Что нам теперь делать?
По MIDI мы сможем передать содержимое памяти
инструмента (или любого другого MIDI-устройства) в
компьютер в виде блока данных (MIDI bulk dump)
и сохранить на жестком диске. По MIDI-же мы сможем
загрузить данные с машины обратно в синтезатор.
Есть еще проблема. MIDI -
общие для всех инструментов команды. Но все
возможные команды предусмотреть при разработке
этого стандарта было невозможно, да и
отведенного количества количества контроллеров
может не хватить, поэтому была оставлена лазейка
- SYSX (System Exclusive Messages -
эксклюзивные -особые - для каждой модели
MIDI-устройств сообщения неопределенной длины).
Они имеют только стандартное начало (заголовок,
header) и окончание, а в середине каждый разработчик
пишет, что хочет.
Наверное Вы не раз уже
встречали термин GENERAL MIDI? Это стандарт, в
котором оговорены номера контроллеров (ручка
громкости у всех инструментов, отвечающих этому
стандарту, всегда имеет номер 7, ручка
"ревербератор" - 91 и т.д.), набор и порядок
следования патчей (patch, звуков -
например пианино имеет всегда номер 1, а
церковный орган -20). Это не значит, что все
синтезаторы, сделанные по стандарту General MIDI,
будут играть одинаковыми звуками. Нет. На разных
инструментах патч под номером 1 будет содержать
пианино, но с разным качеством звучания. Иногда
настолько плохим, что даже экспертам в этом
вопросе трудно догадаться, что это за звук. В
основном этот стандарт применяется для создания
музыкального сопровождения к играм.
Кроме того, еще есть более
расширенные по набору звуков стандарты GENERAL
SOUND и XG.
Если мы имеем компьютер и
несколько синтезаторов, на которых хотим играть
в одной песне разные партии (ударные, соло, бас,
фон), то все они должны быть подключены к одному
MIDI-кабелю. Секвенсер (программа работающая на
компьютере) передает в этот кабель команды для
всех инструментов. Каким-же образом, спросите Вы,
каждый из синтезаторов будет отличать команды,
предназначенные лично ему? Для этого и
существуют MIDI-каналы (MIDI channel).
Принцип действия, примерно,
как в радиоприемнике. Ваш приемник принимает
только ту радиостанцию, на которую Вы его
настроите. Вот и представьте, MIDI-канал - это
частота радиостанции (типа 104 и 4 FM), на которую
настраивается приемник. В компьютере стоит 16
радиостанций с разными частотами, каждая из
которых передает партию только своего
инструмента, а в каждом синтезаторе - приемник,
настроенный на радиостанцию, которая передает
его партию. Радиоволны же идут не по воздуху, а
через провод.
В общем-то, можно передавать
любую партию по любому каналу. Правда в General MIDI
принято для партии ударных использовать 10-й
MIDI-канал.
В действительности же MIDI-каналы
создаются безо всякого участия радиоволн. Мы
присваиваем синтезатору адрес (номер MIDI-канала).
А в начале каждой MIDI-команды передается номер
канала синтезатора, которому она предназначена.
Синтезатор принимает все команды, но выполняет
только те, которые содержат номер его канала.
Если кого заинтересуют
технические подробности, то загляните сюда.
НАЗАД...
Наверх
ДАЛЕЕ...
|
Что есть MIDI? |
Как устроена аудиокарта? |
|
О внутренностях синтезатора |
Что такое эффекты |
Из чего состоит звук |
Начинка звукозаписывающей
студии |
|