Для стационарного компьютера самым предпочтительным вариантом является
использование внутренней звуковой платы с разъемом
PCI или
PCIe (PCI Express). Такой вид подключения
обладает максимальной пропускной способностью (позволяет надежно
работать с самыми высокими частотами дискретизации).
Бытует мнение, что
звуковые карты, устанавливаемые внутрь компьютера (с разъемами PCI
и PCI Express) "страдают" повышенным
уровнем шумов при записи и воспроизведении. Теоретически - логично, но для высококачественных
устройств, в силу тщательной проработки конструкции в плане
помехозащищенности, - это не соответствует действительности.
Если Вам необходим мобильный вариант студии,
то единственным выходом будет приобретение ноутбука и
внешней USBили
FireWire (он же - IE 1394)внешней звуковой карты.
Внешние карты USB при частотах дискретизации выше
44100 Гц могут вносить (но далеко не всегда) слышные уху задержки (latency)
возникновения звука при нажатии клавиши MIDI-клавиатуры
или при использовании компьютера в качестве гитарного процессора
"вживую" (говоря техническим языком, в реальном времени).
Это обусловленно низкой пропускной способностью USB(скорость передачи звуковых данных),
что также не позволяет выводить через USB
звуковую карту многоканальный звук на высоких частотах дискретизации.
Достоинством USBявляется то, что в любом современном ноутбуке
есть такой разъем.
При записи вокала и гитары, в USB-платах
есть возможность прямого мониторинга (direct
monitoring). Это когда вы записываемый через
USB-карту звук сразу же выдается на ее выход, без прохождения
через компьютер. Это позволяет слышать записываемый голос сразу же без
задержек. Но при игре на виртуальном синтезаторе, задержка все равно
будет слышна.
Внешние карты FireWireлишены
таких недостатков, как задержка звука, и ограничения пропускной
способности звуковых данных от компьютера к звуковой плате. Однако,
не во всяком ноутбуке имеется встроенный разъем FireWire. Если Вам необходимоподключить FireWire звуковую плату
к ноутбуку, то в этом случае придется покупать
дополнительный модуль PCMCI-FireWire,
который вставляется в специальный разъем ноутбука.
Но основное правило такое - если есть
возможность использовать PCI
или PCIe
карту - то лучше их и использовать.
- количеством разрядов и частотой дискретизации
АЦП
(аналогово-цифрового преобразователя = звук в цифру) - чем выше их значения, тем, теоретически, выше качество записи;
-количеством разрядов и
частотой дискретизации ЦАП
(цифрово-аналоговый преобразователь
= цифру в звук) - чем выше их значения, тем выше качество
воспроизведения;
Следует заметить, что у современных дешевых
звуковых карт, количество разрядов и частоты дискретизации не слабее,
чем у профессиональных (до 24 бит и 192 кГц), однако, звук и,
особенно, качество записи - далеко не те. Поэтому не стоит слепо
полагаться на эти технические характеристики. Для музыканта
предпочтительнее приобрести полноценную полу или профессиональную карту,
чем потом, с горечью слушать некорректно сведенную на убогой карточке
фонограмму. Плюс - хороший звук дает ни с чем не сравнимый заряд
бодрости, который поможет выдержать длительную сессию звукозаписи.
-
возмозностью защиты от перегрузки по входу (лимитер)
Перегрузки (слишком сильный сигнал) создает на не
защищенном АЦП крайне сильные искажения. Для того, чтобы такого не
происходило, на вход звуковой платы, перед АЦП ставится защитное
устройство (лимитер), которое не позволяет входному сигналу превысить
критический уровень. На некоторых платах имеется индикация включения
лимитера.
- возможностью одновременной записи и
воспроизведения (full duplex), т.е.
когда вы пишете голос, то можете слышатьвсе
дорожки, записанные перед этим. Все современные аудиокарты обладают этим
свойством, однако у некоторых USB-звуковых карт
(особенно с USB 1.1)
на частотах дискретизации выше 48 кГц, может не хватать пропускной
способности для получения звука с компьютера. В этом случае спасет
только direct monitoring.
- количеством входов
Нужное количество определяется исходя из того,
сколько источников звука нужно записывать одновременно. Можно
записывать по одному инструменту последовательно, а можно одновременно несколько
партий: вокальную группу или аккустическую ударную установку, у которой
разные барабаны и тарелки пишутся через несколько отдельных микрофонов.
Следует различать разъемы и входы.Разъем - это
гнездо, расположенное на самой звуковой карте, либо выведенное на
небольшом куске кабеля из карты. Чаще всего один разъем обеспечивает
подключение к одному входу или выходу. Но количество
разъемов, присутствующих у звуковой платы, не всегда совпадает с
количеством входов, которые видны музыкальным редактором при записи. Это
происходит по причине того, что например, физический вход звуковой карты
переключается между разъемами линейного и микрофонного входов.
Таким образом, на карте может иметься 4
разъема входов(2 линейных и 2 микрофонных), а
записывать одновременном Вы сможете только 2 подключенных в данный
момент.
На рисунке показан один монофонический
канал аналогово-цифрового преобразователя (АЦП)
звуковой карты. После АЦП оцифрованный сигнал поступает в компьютер, в
музыкальный редактор.
Виды разъемов:
RCA (тюльпан)
TRS 1/4" (большой джек)
TRS 1/8" (мини джек)
XLR
Но, кроме того, один разъем может
обеспечивать подключение к одному из нескольких входов. Например, есть
совмещенный разъем XLR (профессиональные
микрофонные)и TRS (джек
1/4" - четверть дюйма).
Совмещенный разъем XRL-TRS
(комбо)
Часто этот разъем используется для экономии места и
позволяет включать в него либо микрофон, либо синтезатор, либо гитару.
Микрофоны могут быть двух типов:динамическиеи
конденсаторные (электретные).
Конденсаторные микрофоны требуют подачи
так называемого фантомного питания 48 В (напряжение питания подается
по тем же проводам, по которым идет звук). Для динамических микрофонов
питание не нужно. Поэтому, если Вы собираетесь использовать
конденсаторный микрофон, имеется 2 варианта:
2. Если карта имеет только линейные
выходы, то придется дополнительно приобрести микрофонный предусилитель,
обеспечивающий фантомное питание.
Для подключения гитары или бас-гитары может
желательно использовать специальные, так называемые инструментальные
(высокоомныеили Hi-Z) входы. Эти входы
отличаются от линейных повышенным сопротивлением, что позволяет им более
полноценно согласовываться с гитарными звукоснимателями.
- количеством линейных выходов (обычно
их 2 или стерео, но если Вы будете делать 5.1 / 7.1 -
фонограмму, то и количество требуемых линейных выходов может возрастисоответственным
образом);
- отдельные мониторные выходы.
Если Вы собираетесь работать с этой звуковой картой на концерте, то
основные выходы подключаются к акустике идущей в зал, и желательны
дополнительные мониторные выходы для вывода звука на сцену, чтобы
музыканты хорошо слышали, что они играют. Если Вы используете внешний
микшерский пульт, то такие выходы могут быть в нем и тогда в аудиокарте
они излишни;
Входы и выходы могут быть
балансными (симметричными) и не балансными (не симметричными).Балансные входы менее чувствительны к помехам, чем не балансные,
поэтому при использовании балансных входов на записи меньше шумов);
- наличие цифровых входов и выходов
SPDIF - позволяющих передавать/получать звук на/с
записывающее устройство, другую звуковую карту, внешний ЦАП/АЦП,
усилитель без потерь качества;
Могут быть 2-х типов
-
- RCA ("тюльпан") разъем
SPDIF.
-
кабель и оптический (FIBER) разъем SPDIF.
Предназначен
для подключения к внешнему высококачественному АЦП/ЦАП или к
ресиверу, оснащенному такими входами. Может работать в следующих
режимах: PCM - несжатый звуковой поток; AC-3,DTS, Dolby Digital - сжатый
многоканальный звук.Термин pass-through
(транзит), который Вы можете встретить в
описаниях SPDIF AC-3, DTS, Dolby Digital -
означает, что звуковая плата не кодирует звук в эти форматы, но способна
пропускать звук, закодированный, например,
программой-видеопроигрывателем в этих стандартах. Звук также может
передаваться в студийном формате AES/EBU.
Кроме того цифровой вход/выход может
использоваться для синхронизации нескольких аудиокарт.
- отдельно стоят так называемые разывы INSERT - это точки подключения
аппаратных внешних модулей обработки звука (ревербератор, гитарные
примочки и пр.).
Обычно точками подключения оснащаются либо
USB, FireWire-звуковые
карты, либо звуковые платы PCI, оснащенные
внешними модулями. Через эту точку звук выходит на
внешний модуль обработки, проходит через него и возвращается обратно в
ту же точку подключения.
- наличием MIDI входа и
выхода,
для подключения MIDI-клавиатуры или синтезатора.
- MIDI (МИДИ)
вход и выход
С MIDI-входа звуковой
карты поступают команды от миди-клавиатуры (ноту нажать, ноту отпустить,
ручку повернуть в положение N
и т.д.). С MIDI-выхода
звуковой карты те же команды идут на аппаратные синтезатор или внешний
модуль эффектов, управляемый MIDI-командами;
- полоса частот
- Характеризует диапазон звуковых частот, который
воспроизводит/записывает аудиокарта. К нему еще прилагается цифра в дБ
(децибелы), которая характеризует максимальное отклонение уровня
звукового сигнала для частот входящих в вышеназванный диапазон.
- уровень шума - показывает насколько сильно
шумит звуковая плата. Чем выше шум, тем больше его будет на записи.
В принципе последние параметры могут, в некотором роде,
характеризовать качество звучания аудиокарты. Если Вы выбираете между
различными вариантами профи и полупрофи звуковых плат, сводная таблица
которых приведена ниже, то я не стал бы рекомендовать уделять особое
внимание этим параметрам по двум причинам:
1. Производители зачастую пишут значения этих
параметров для микросхем (чипов) АЦП и ЦАП, применяемых в данной плате.
2. Измерить эти характеристики можно несколькими
способами, а потом столькими же способами можно представить как
результат, превосходящий все ожидания. Но лучше конечным эталоном
считать свои уши или уши профессионалов.
Карты от 4000 рублей от производителей, "заточенных"нна музыкальную технику, звучат, как минимум - хорошо,...
повторюсь, как минимум - хорошо.
- входы и выходы для
синхронизации. Если Вы планируете работать с многоканальной
записью, то Вам, возможно, придется использовать для этого одновременно несколько
звуковых карт (может одинаковых, а может и
разных). Синхронизация возможна с помощью специальных входов и выходов
Word Clock(типа байонет) или по SPDIF.
- кабель иразъем Word Clock (BNC,
байонет).
Раз, два, три, четыре, пять ... Начинаем выбирать!
Если Вы планируете записывать одновременно, не более
одного стерео или
двух
разных монофонических источников звука со средним (по профессиональным меркам) качеством, то оптимальным по цене и достаточным по функциональности
вариантом для начинающего музыканта может послужить
Creative Soundblaster Live!, или Audigy, или
X-Fi. Самые дорогие модификации этих звуковых карт
отличаются наличием дополнительного модуля, который либо встраивается в
свободный отсек CD-ROM, либо является отдельной "коробочкой",
и располагается рядом с компьютером. Дополнительный модуль оснащается,
как правило, более качественными АЦП и ЦАП .
Имеются также USB-варианты саундбластеров для мобильной студии
звукозаписи.
Но при такой экономии денег (покупка
или SoundBlaster'а,
или любой другой ширпотребовской, или игровой звуковой карты) Вы не
получите:
- профессиональный XLR микрофонный разъем, с
фантомным питанием;
- высокоомный инструментальный вход;
- не всегда ширпотребовская карта имеет выход SPDIF;
- специальный выход на наушники (не считая самой крутой версии X-Fi за 10 000 руб.);
- балансные входы и выходы;
- синхронизацию нескольких устройств;
- для подключения MIDI-устройств придется
покупать отдельный переходник Game-порт-MIDI;
- хотя SoundBlaster
имеет быстродействующий (с маленькой задержкой
прохождения звука) драйвер
ASIO, другие ширпотребовские карты в основном поставляются без
этого драйвера.
В принципе, могут быть исключения, но они редки. О
качестве записи и воспроизведения я просто умолчал, поскольку цена
звуковой карты складывается из стоимости компонентов (АЦП и ЦАП, входных
и выходных фильтров низких частот) и работ по разработке, отладке
конструкции, настройке изделия после сборки.
Но давайте сравним розничные цены. За эталон
дешевизны я возьму Sound Blaster X-Fi,
поскольку он имеем довольно приличное качество звучания.
Его стоимость около 2200 руб. Среднестатистическая специализированная
PCIмузыкальная звуковая карта стоит около 5500 руб.
Разница примерно в 2,5 раза. Но за эту разницу
референсное (эталонное) или практичеки референсное качество
воспроизведения и записи плюс профессиональные возможности (микрофонные
входы с фантомным питанием, инструментальные входы, балансные входы и
выходы и пр.).
Итак перед нами могут встать следующие задачи:
1) Запись вокала, акустических инструментов, "живая" запись
электрогитар, синтезатора, электронная музыка - одновременно не более 2
каналов;
2) Сведение многоканальной записи 7.1 или 5.1;
3) Запись ансамбля
акустических инструментов, вокальной группы, запись группы (гитара, синтезатор и пр.) "вживую", акустическая ударная установка.
Используемые сокращения:
бал. - балансный (симметричный);
не_бал. - не балансный (не симметричный);
бал./не_бал. - может работать либо как балансный, либо
как не балансный;
лин. - линейный;
мон. - мониторный;
мик. - микрофонный;
48В - имеется фантомное питание для конденсаторного микрофона;
инстр. - инструментальный.
FIBER -
оптический.
Рассмотрим специфику этих задач и дадим рекомендации по
выбору звуковой карты под каждую из них.
1) Запись вокала, акустических
инструментов, "живая" запись электрогитар, синтезатора, электронная
музыка - одновременно не более 2 каналов
Для записи электронной инструментальной музыки
(без вокала и гитар) нам подойдет любая из
этих звуковых карт:
PCI-аудиокартыдля настольного компьютера:
электронная инструментальная музыка PCI
M-Audio Audiophile 192
(PCI)
Надежный и простой в
использовании PCI-аудиоинтерфейс класса
Hi-End (24 бит / 192 кГц)
для одновременной записи до 2-х каналов. Оснащен специальными выходами для
мониторинга.
Входы/Выходы цифровые: RCA SPDIF - 1/1 Формат: стерео и AC3
Входы/Выходы MIDI: 1/1
Приобрести сейчас за 4 125 руб.
электронная инструментальная музыка PCI
ESI Juli@
(PCI)
PCI-аудиоинтерфейс класса
24 бит / 192 кГцдля одновременной записи до 2-х каналов.
Цифровая и аналоговая часть платы расположены на двух различных
платах, что позволяет перевернуть аналоговую часть платы и
заменить разъемы с RCA(не балансные)
на TSR (балансные) или наоборот.
Для записи электронной музыки нам не требуются входы
вообще, исключая тот случай, если Вы захотите замостоятельно записать
(семплировать) какой-либо звук с микрофона. Или Вы будете
записывать вокал или акустические инструменты. Тогда желательно
приобрести аудиокарту с микрофонным входом. Для подключения
конденсаторных микрофонов потребуется еще и фантомное питание.
Для подключения электрогитары очень желателен инструментальный
(высокоомный, Hi-Z)
вход.
PCI-аудиокартыдля настольного компьютера:
2-канальная запись, микрофон, гитара PCI
INFRASONIC QUARTET
(PCI)
PCI-аудиоинтерфейс класса
Hi-End (24 бит / 192 кГц)для одновременной записи до 4-х каналов с отличным
соотношением цена-качество.
Оснащен: - микрофонным предусилителем с управляемым фильтром
верхних частот (против бубнения на низких частотах) и фантомным питанием для конденсаторных
микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом; - 2-мя выходами,
позволяющими подключить одновременно и усилитель, и монитор или
наушники; - возможностью синхронизациичерезпрофессиональный
интерфейс Word Clock; - улучшенной
помехозащищенностью от наводок компьютера.
PCI Express-аудиоинтерфейс класса
24 бит / 96 кГцдля одновременной записи до 2-х каналов.
Оснащен: - микрофонным предусилителем с фантомным питанием для конденсаторных
микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом; - 2-мя выходами,
позволяющими подключить одновременно и усилитель, и монитор или
наушники.
USB-аудиоинтерфейс класса
Hi-End (24 бит / 192 кГц)для одновременной записи до 2-х каналов.
Оснащен: - независимым переключением точки заземления, для
обоих аналоговых входов, помогающим избавиться от потенциальной
проблемы шумов в результате неправильного заземления сети
переменного тока; - микрофонным предусилителем с фантомным питанием для конденсаторных
микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом; - два
режима работы SPDIF: SPDIF
и AES/EBU; -
direct monitoring (мониторинг без трансляции
через компьютер).
USB-аудиоинтерфейс класса
Hi-End (24 бит / 192 кГц)для одновременной записи до 2-х каналов.
Оснащен: - микрофонным предусилителем с фантомным питанием для конденсаторных
микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом; - два
режима работы SPDIF: SPDIF
и AES/EBU; -
direct monitoring (мониторинг без трансляции
через компьютер).
USB 2.0
АЦП: 24 бит/192 кГц (176 и 192 кГц
только на PC) защита от перегрузки
USB-аудиоинтерфейс класса
24 бит / 96 кГцдля одновременной записи до 2-х каналов для мобильного
применения.
Оснащен: - 2-мя микрофонными предусилителями с фантомным питанием для конденсаторных
микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом; - direct monitoring (мониторинг без трансляции
через компьютер); - прочный металлический корпус.
FireWire-аудиоинтерфейс класса
(24 бит / 96 кГц) для одновременной записи до 2-х каналов.
Оснащен: - микрофонным предусилителем с фантомным питанием для конденсаторных микрофонов; - инструментальным (высокоомным,
Hi-Z) входом.
FireWire-аудиоинтерфейс класса
24 бит / 96 кГц для одновременной записи до 4-х каналов.
Оснащен: - 2-мя микрофонными предусилителями с фантомным питанием для конденсаторных микрофонов; -
2-мя инструментальными (высокоомными,
Hi-Z) входами.
Возможно использование звуковых
карт без микрофонного входа, но тогда потребуются дополнительно
микрофонные предусилители, которые подключаются к линейным входам
звуковой платы.
Микрофонный предусилитель может быть
многоканальным.
Кроме функции усиления микрофонные предусилители могут
оборудоваться функцией лимитера или компрессора (ограничивают уровень
сигнала во избежание перегрузки, вносящей грубые искажения при оцифровке
сигнала).
Если Вы планируете выступления, то Вам очень пригодится
функция подавления обратной связи.
Кроме того некоторые модели предусилителей имеют
функцию "гейт" (шумоподавление). Если исполнитель или диктор не
говорит в микрофон, то микрофонный вход заглушается. Как только уровень
сигнала с микрофона превысит заданный порог, то микрофонный снова
включается.
Микрофонные
предусилители в muzbazar.ru.
Микрофонный предусилитель одноканальный
Behringer DSP 110 SHARK
Портативный концертный и студийный микрофонный предусилитель с подавителем обратной связи и линией задержки
(до 2,5 с).
Оснащен: - отключаемое фантомное питание; - гейтом
(шумоподавителем); - компрессором; - фильтром низких
частот с регулируемой частотой среза; - индикатор уровня
сигнала; - имеет крепление в рековую стойку (для 5 шт.).
Надежный и простой в
использовании PCI-аудиоинтерфейс класса
Hi-End (24 бит / 192 кГц)
для одновременной записи до 2-х каналов. Оснащен специальными выходами для
мониторинга.
Мобильный USB-аудиоинтерфейс класса
до
24 бит / 96 кГцдля одновременного
воспроизведения до 8-ми каналов.
Возножно использование для сведения многоканальной записи или в
работе DJ. Режимы работы: - 44,1 кГц
с 16 битами - 8 каналов; - 44,1 кГц с 24 битами - 6 каналов; - 48 кГц
с 24 битами - 6 каналов; - 96 кГц с 24 битами - 2 канала.
Оснащен: - 2 выхода на наушники (общий микс
всех каналов и мониторинг каналов 1/2).
Запись ансамбля (группы) или акустической ударной установки FireWire
MOTU Traveler mkIII FireWire
Незаменимый
спутник активно выступающего музыканта и звукорежиссера, ведущего
звукозапись Hi-End уровня в полевых
условиях. Может работать с компьютером
и - без него в качестве микшерского пульта с эффектами
профессионального уровня по входам, выходам и шинам (ревербератор,
компрессор, эквалайзер).
Стоит дорого. Да.
Но попробуем посчитать, во что обойдется покупка отдельных
устройств. 4 микрофонных предусилителя = от 8000 руб., микшерный пульт 8-ми канальный с 7-ми
полосными эквалайзерами = около 20000 рублей, ревербератор = от
4500 руб., компрессор = от 5000 руб., звуковая плата
8-канальная (а на 192 кГц Вы еще поищите 8-канальную плату) с
балансными/небалансными входами и выходами, со всевозможными
профи-наворотами (ADAT,
XRL AES/EBU, Word
Clock и пр.) = от 20000 руб.
ИТОГО: 57500 руб.
Теперь сравните эту сумму с величиной
вложений на приобретение компактного и удобного в управленииMOTU Traveler mkIII(41 745 руб.), собравшего эту
кучу устройств
в корпусе размером с ноутбук, который можно положить в наплечную
сумку и пойти отыграть концерт, не беря с собой даже
любимый ноутбук.
* Описания характеристик и
комплектности устройств и программ
могут содержать неточности. Перед покупкой уточните у продавца комплектность
изделия и значения технических характеристик.
Цены, приведенные в статье являются
ориентировочными и могут отличаться от реальных предложений.