По мере удешевления
музыкального оборудования и увеличения вычислительных мощностей
персональных компьютеров, в распоряжении музыкантов оказываются домашние
студии, на первый взгляд уже практически ничем не уступающие студиям
профессиональным. И возникает законный вопрос - нужны ли теперь
исполнителю эти самые профессиональные студии?
Начнем с не такой уж давней истории - 1980-х
годов. Цена популярного профессионального синтезатора
Yamaha DX-7 тогда была примерна равна стоимости нового
автомобиля "Жигули" марки "пятерка". А это был очень хороший автомобиль
по тем меркам. Все инструменты ввозились из-за
бугра единичными экземплярами. А секвенсеры были
коробоченками размером с ноутбук с двухстрочным
LCD-дисплейчиком. Были и компьютерные программы-секвенсоры,
были и компьютеры Atary. Это были дорогие компьютеры.
Для моего студенческого кармана практически не подъемные. Один продавец в
музыкальном магазине говорил, что программный секвенсор конечно наглядней, но
аппаратный он получше. Правда, толком не смог объяснить чем. А звуковые карты?
Тут и правда ни о чем серьезном говорить не приходилось.
Играли на синтезаторах советского
военно-промышленного комплекса,
самопальных гитарах и примочках, исключительно вживую. В
конце восьмидесятых советский ВПК,
видя западные образцы и в рамках
ширящейся конверсии, начал уже выпускать и клавишные-"расчески" и
шестиугольные электронные ударные и много чего, что внушало радостные надежды.
Запись велась на одну дорожку бобинника. Добавление новой партии - микс первой дорожки
и гитары. Микс пишем на вторую дорожку. Ну, или два кассетника вместо одного
бобинника. Трудная технология. Качество звука с каждой новой перезаписью
катастрофически падает. Настоящая студийная аппаратура казалась
недостижимой сказкой.
В девяностых годах поток музыкального оборудования в
Россию значительно возрос. Стали плодиться музыкальные и
hi-fi салоны, аки грибы после дождя. Глаза
разбегались. Да и цены стали уже другими. Звуковые карты - можно
сказать, зазвучали. MIDI писалось на
компьютере с несравненным комфортом в домашних условиях.
Запись делалась на тот же бобинник, только в
домашней студии стоял синтезатор японского производителя с
MIDI-входом, подключенный к компьютеру. Запись голоса велась на бобинник
или кассетник в реальном времени миксируясь с партией синтезатора.
К концу 90-х
даже стали приходить в голову мысли: может попробовать виртуальный синтезатор?
Это пока очень тяжело для компьютера. А голос уже можно попробовать пописать.
2000-е годы окончательно решили вопрос в
пользу виртуальных синтезаторов и виртуальных эффектов обработки аудиодорожек
(плагинов) в домашней студии. Звуковые карты резко
повысили уровень качества записи и
воспроизведения. И практически у каждого музыканта появилась возможность за
своим домашним копмпьютером в тапочках и трусах, с бутылкой пива или чашкой кофе
создать запись от начала и до конца, записать ее на
CD или выложить в интернет mp3
файл.
И что теперь? Лейблы (студии звукозаписи) остались
не у дел?
В былые годы домашнюю аппаратуру и музыкальное
оборудование студии звукозаписи сравнивать было просто смешно. Звукорежиссеры и
другие представители студий звукозаписи ничего даже не говорили по этому поводу.
Да и что тут скажешь? Пешком до луны?... Втретьем тысячелетии им пришлось
поднапрячься и заговорить, а менеджерам лейблов
- слегка подсуетиться
подстраиваясь под тенденции времени. В среде звукоинженеров распространено
мнение, что VST и прочие плагины не дают такой
прозрачности звучания, как "железные" ревербераторы и копрессоры, синтезаторы
тоже "синтезируют" на так "мясисто", "не хватает обертонов" и пр. Все объясняется
ограниченной мощностью персонального компьютера. Не успевает он обрабатывать
сложные алгоритмы - и все тут.
Поэтому рассмотрим все по отдельности и начнем с
синтезаторов. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство современных
синтезаторов - изнутри тот же персональный компьютер. Может на
других типах процессоров, чипах памяти, но принцип действия тот же.
Процессор, постоянное запоминающее устройство (BIOS),
оперативное запоминающее устройство, винчестер, цифрово-аналоговый
преобразователь (ЦАП), иногда аналогово-цифровой преобразователь, операционная система и собственно программное обеспечение
синтеза и обработки звука. Аналоговой техникой можно считать немногочисленные
аналоговые синтезаторы с MIDI-интерфейсом, по которому
ими управляют.
Что касается качества звука виртуального
и железного синтезаторов, то смотря, что мы сравниваем. Если мы сравниваем
аналоговый синтезатор и его виртуальный клон, то в этом случае сравнение может
быть и сильно не в пользу последнего.
Все-таки смоделировать все цепи, усыхающие конденсаторы и несогласованные
(неодинаковые) транзисторы и резисторы - дело не легкое. Если подходить очень
сторого - нет двух одинаково звучащих аналоговых синтезаторов. Если подходить с
романтических позиций "истинного ценителя" - каждый аналоговый инструмент имеет
свой неповторимый голос. Тут спорь - не спорь, а все равно это спор. Спор
выиграть, как известно, невозможно. Максимум, что можно сделать, заставить
противника убежать поджавши хвост. А в случае, если у нас имеется синтезатор только в
виде plugin, то с чем его сравнить? И как можно
сказать, что его звук хуже, чем ... Чем что
хуже?...
Аналогичным образом обстоят
дела и со многими процессорами
обработки звука. Причем производители уверенными шагами идут к повсеместному
вытеснению полностью аналоговой техники. Уже в даже микрофонных предусилителях
применяются цифровые лимитеры, компрессоры и подавители обратной связи,
построеннве по модели
преобразования звука в цифру,
обработкии обратного преобразования в аналоговый
вид.
Мощность встроенных в музыкальные устройства вычислительных средств гораздо ниже
современных им персональных компьютеров
средней производительности. Так обстоят дела со всей
специализированной вычислительной элементной базой. Производители,
однако, и не пытаются
засунуть в процессор эффектов или синтезатор всю студию звукозаписи. И заметим, что рабочие частоты
дискретизации этих девайсов зачастую порядка 48 кГц. Что сильно
разгружает
процессор и память.
Как у нас обстоят с производительностью
современных персоналок в качестве домашней студии звукозаписи? Если мы начинаем
использовать частоты дискретизации порядка 96 кГц, то средний современныйдомашний компьютер с 2 Гбайтами памяти под 32-битной операционной системой, начинает
задыхаться под парой-тройкой десятков треков (с обработками), и десятком
VST-синтезаторов. Современные библиотеки семплов безбожно
пожирают память.И это так-сяк - проект средней
тяжести.
Имеется и промежуточный вариант
между аппаратными и программными средствами обработки звука.В разъем
PCI персонального компьютера устанавливается
вычислительная плата расширения такая, как
TC Electronic PowerCore Unplugged, которая только и делает, что занимается
вычислениями. Инсталлируется специалное программное обеспечение и в музыкальном
редакторе (DAW) становятся
видны новые плагины (VST, например). Эти плагины отличаются
от традиционных тем, что на самом деле весь процесс вычислений прогизводится не
центральным процессором компьютера, а платой
вычислителя, вставленной в разъем PCI. Также реализуются и некоторые
VST-инструменты. Перенос вычислений в аппаратный модуль
позволяет увеличить количество одновременно работающих плагинов. А количество
одновременно работающих программных plug-in ов, даже для
мощного современного компьютера, далеко не беспредельно.
Эти устройства были созданы с прицелом на профессиональное применение, поэтому
цена оправдывается высоким уровнем качества обработки звука.
Имеются следующие виды
плагинов для
TC Electronic PowerCore Unplugged.
Плагины виртуальных
синтезаторов:
-
Access Virus ;
- вокодер
D-Coder ;
- Novation
V-Station
;
Плагиныобработки
звука:
- голосовые процессоры;
- мастеринговые
процессоры;
- ревербераторы и
задержки;
- фильтры;
- де эссеры;
- компрессоры;
- и т.д.
С
ценами на плагины PowerCore и их видами более
подробноможно ознакомиться
здесь.
Эксперты
признают сопоставимое качество звучания этих устройств и оборудования
профессиональных студий. PCI-расширители
полностью оправдывают свою стоимость.
Ассортимент программного обеспечения процессоров
эффектов для работы достаточен.PCI-расширитель
не занимает лишнего места в рабочем помещении домашней студии.
TC Electronic PowerCore Unplugged
Устройство цифровой
обработки сигналов (вычислитель), разгружающее центральный
процессор и доступноемузыкальному
редактору в виде плагинов, вычисления для которых
производятся не программно, а аппаратно средствами вычислителя.
Платформы: PC/MAC
Виды плагинов: VST, AU, RTAS
Подключение: PCI
Приобрести сейчас за 31 641 руб.
Есть еще один вариант
подобного симбиоза VST и аппаратного модуля обработки сигналов. Рековый
(19") блок процессора эффектов подключается по
USB к компьютеру, устанавливается программное обеспечение
(VST-плагины).
Плагины становятся видны в музыкальном редакторе. А все вычисления производятся также без загрузки центрального процессора,
внутри рекового модуля.
Рековые варианты имеют также доступную цену, что
позволяет их использовать в домашней студии звукозавписи.
Итак, что следует из
вышесказанного?
Оборудование очень близкое по
качеству, используемому в профессиональных студиях в последнее время стало
доступно (или практически доступно) многим музыкантам, имеющим свою домашнюю
студию звукозаписи. В принципе, достаточно обеспеченный человек сможетпозволить себе (при наличии желания) скопить и на профессиональную
студию начального уровня.
Но нужна ли теперь такому музыканту
сторонняя профессинальная студия звукозаписи?
Хорошее железо
мы можем купить. Отлично. Но музыкальная аппаратура
сама по себе не работает. И если у Вас есть аппаратура Мадонны, талант Мадонны,
репертуар Мадонны, аранжировки Мадонны, то еще не факт, что у в результате
получится и мастер-фонограмма Мадонны. Почему? Да все просто:
1. Надо записать правильно голос. Должно
присутствовать правильно подготовленное помещение, правильные настройки
аппаратуры при записи.
2. И после записи и всех аранжировок нужно еще и
свести всю эту прелесть в единое целое, которое заставит слушателя насладиться
плодами Ваших трудов.
И вот для этих-то вещей и необходим
нам профессиональный звукорежиссер, а может и даже
саунд-продюсер, которые и водятся в профессиональной студии,
и занимаются этим весьма непростым делом изо дня в день, сводя не десяток, а сотню-другую
фонограмм в год. Опыт, что и говорить, ничем не заменишь и
с водкой не пропьешь. Я
даже осмелюсь предположить, вернее даже
полагаю, что так оно и есть: среди музыкантов есть люди - в потенциале гениальнейшие
звукорежиссеры, даже показывающие частенько неплохие результаты. Но приведу вам такой
пример: давайте представим состязание гениальнейшего шахматиста, который сел за
доску в первый раз в жизни, и среднего профессионала, который методично зарабатывает этим
делом на жизнь. Результат состязания - предсказуем с точностью практически 100%.
Резюме:
1. Доступное по цене высококлассное
музыкальное оборудование позволяет музыканту довести свое произведение до
совершенства в спокойный домашних условиях, не тратя большие деньги за час
записи в профессиональной студии и позволяет сократить свои затраты на получение
качественной фонограммы к минимуму.
2. Запись вокала, гитары, акустических
инструментов очень предпочтительна в условиях специально подготовленного
студийного помещения, опытными в этих вопросах людьми. Кроме того могут
понадобиться сессионные музыканты.
3. Профессиональный звукорежиссер в хорошей
студии сможет окончательно свести Вашу фонограмму с качеством
гораздо лучшим,
чем это можно сделать средствами любительской студии, знаниями и опытом самого
музыканта.
Но, помните, что Ваша
демо-запись для лейбла или продюсера должна быть исполнена в качестве
максимально приближенном к профессиональному. Когда запись не звучит,
скидки на то, что она была изготовлена в домашних условиях, никто делать
не будет. Качественноен демо поможет Вам позиционировать себя в мнении
продюсера, прослушивающего запись, как серьезного профессионала,
достойного внимания и дальнейшей раскрутки.
* Описания характеристик и
комплектности устройств и программ
могут содержать неточности. Перед покупкой уточните у продавца комплектность
изделия и значения технических характеристик.
Цены, приведенные в статье являются
ориентировочными и могут отличаться от реальных предложений.