МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ



Своя Студия Звукозаписи

Стоит ли записываться в профессиональной студии?

     

      По мере удешевления музыкального оборудования и увеличения вычислительных мощностей персональных компьютеров, в распоряжении музыкантов оказываются домашние студии, на первый взгляд уже практически ничем не уступающие студиям профессиональным. И возникает законный вопрос - нужны ли теперь исполнителю эти самые профессиональные студии?

       Начнем с не такой уж давней истории - 1980-х годов. Цена популярного профессионального синтезатора Yamaha DX-7 тогда была примерна равна стоимости нового автомобиля "Жигули" марки "пятерка". А это был очень хороший автомобиль по тем меркам. Все инструменты ввозились из-за бугра единичными экземплярами. А секвенсеры были коробоченками размером с ноутбук с двухстрочным LCD-дисплейчиком. Были и компьютерные программы-секвенсоры, были и компьютеры Atary. Это были дорогие компьютеры. Для моего студенческого кармана практически не подъемные. Один продавец в музыкальном магазине говорил, что программный секвенсор конечно наглядней, но аппаратный он получше. Правда, толком не смог объяснить чем. А звуковые карты? Тут и правда ни о чем серьезном говорить не приходилось.

       Играли на синтезаторах советского военно-промышленного комплекса, самопальных гитарах и примочках, исключительно вживую. В конце восьмидесятых советский ВПК, видя западные образцы и в рамках ширящейся конверсии, начал уже выпускать и клавишные-"расчески" и шестиугольные электронные ударные и много чего, что внушало радостные надежды. Запись велась на одну дорожку бобинника. Добавление новой партии - микс первой дорожки и гитары. Микс пишем на вторую дорожку. Ну, или два кассетника вместо одного бобинника. Трудная технология. Качество звука с каждой новой перезаписью катастрофически падает. Настоящая студийная аппаратура казалась недостижимой сказкой.

      В девяностых годах поток музыкального оборудования в Россию значительно возрос. Стали плодиться музыкальные  и hi-fi салоны, аки грибы после дождя. Глаза разбегались. Да и цены стали уже другими. Звуковые карты - можно сказать, зазвучали. MIDI  писалось на компьютере с несравненным комфортом в домашних условиях.

      Запись делалась на тот же бобинник, только в домашней студии стоял синтезатор японского производителя с MIDI-входом, подключенный к компьютеру. Запись голоса велась на бобинник или кассетник в реальном времени миксируясь с партией синтезатора.

       К концу 90-х даже стали приходить в голову мысли: может попробовать виртуальный синтезатор? Это пока очень тяжело для компьютера. А голос уже можно попробовать пописать.

      2000-е годы окончательно решили вопрос в пользу виртуальных синтезаторов и виртуальных эффектов обработки аудиодорожек (плагинов) в домашней студии. Звуковые карты резко повысили уровень качества записи и воспроизведения. И практически у каждого музыканта появилась возможность за своим домашним копмпьютером в тапочках и трусах, с бутылкой пива или чашкой кофе создать запись от начала и до конца, записать ее на CD или выложить в интернет mp3 файл.

      И что теперь? Лейблы (студии звукозаписи) остались не у дел?

      В былые годы домашнюю аппаратуру и музыкальное оборудование студии звукозаписи сравнивать было просто смешно. Звукорежиссеры и другие представители студий звукозаписи ничего даже не говорили по этому поводу.  Да и что тут скажешь? Пешком до луны?... В третьем тысячелетии им пришлось поднапрячься и заговорить, а менеджерам лейблов - слегка подсуетиться подстраиваясь под тенденции времени. В среде звукоинженеров распространено мнение, что VST и прочие плагины не дают такой прозрачности звучания, как "железные" ревербераторы и копрессоры, синтезаторы тоже "синтезируют" на так "мясисто", "не хватает обертонов" и пр. Все объясняется ограниченной мощностью персонального компьютера. Не успевает он обрабатывать сложные алгоритмы - и все тут.

       Поэтому рассмотрим все по отдельности и начнем с синтезаторов. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство современных синтезаторов - изнутри тот же персональный компьютер. Может на других типах процессоров, чипах памяти, но принцип действия тот же. Процессор, постоянное запоминающее устройство (BIOS), оперативное запоминающее устройство, винчестер, цифрово-аналоговый преобразователь (ЦАП), иногда аналогово-цифровой преобразователь, операционная система и собственно программное обеспечение синтеза и обработки звука. Аналоговой техникой можно считать немногочисленные аналоговые синтезаторы с MIDI-интерфейсом, по которому ими управляют.

       Что касается качества звука виртуального и железного синтезаторов, то смотря, что мы сравниваем. Если мы сравниваем аналоговый синтезатор и его виртуальный клон, то в этом случае сравнение может быть и сильно не в пользу последнего. Все-таки смоделировать все цепи, усыхающие конденсаторы и несогласованные (неодинаковые) транзисторы и резисторы - дело не легкое. Если подходить очень сторого - нет двух одинаково звучащих аналоговых синтезаторов. Если подходить с романтических позиций "истинного ценителя" - каждый аналоговый инструмент имеет свой неповторимый голос. Тут спорь - не спорь, а все равно это спор. Спор выиграть, как известно, невозможно. Максимум, что можно сделать, заставить противника убежать поджавши хвост. А в случае, если у нас имеется синтезатор только в виде plugin, то с чем его сравнить? И как можно сказать, что его звук хуже, чем ... Чем что хуже?...

      Аналогичным образом обстоят дела и со многими процессорами обработки звука. Причем производители уверенными шагами идут к повсеместному вытеснению полностью аналоговой техники. Уже в даже микрофонных предусилителях применяются цифровые лимитеры, компрессоры и подавители обратной связи, построеннве по модели преобразования звука в цифру, обработки и обратного преобразования в аналоговый вид.

       Мощность встроенных в музыкальные устройства вычислительных средств гораздо ниже современных им персональных компьютеров средней производительности. Так обстоят дела со всей специализированной вычислительной элементной базой.  Производители, однако, и не пытаются засунуть в процессор эффектов или синтезатор всю студию звукозаписи. И заметим, что рабочие частоты дискретизации этих девайсов зачастую порядка 48 кГц. Что сильно разгружает процессор и память.

      Как у нас обстоят с производительностью современных персоналок в качестве домашней студии звукозаписи? Если мы начинаем использовать частоты дискретизации порядка 96 кГц, то средний современный домашний компьютер с 2 Гбайтами памяти под 32-битной операционной системой, начинает задыхаться под парой-тройкой десятков треков (с обработками), и десятком VST-синтезаторов. Современные библиотеки семплов безбожно пожирают память. И это так-сяк - проект средней тяжести.

      Имеется и промежуточный вариант между аппаратными и программными средствами обработки звука. В разъем PCI персонального компьютера устанавливается вычислительная плата расширения такая, как TC Electronic PowerCore Unplugged, которая только и делает, что занимается вычислениями. Инсталлируется специалное программное обеспечение и в музыкальном редакторе (DAW) становятся видны новые плагины (VST, например). Эти плагины отличаются от традиционных тем, что на самом деле весь процесс вычислений прогизводится не центральным процессором компьютера, а платой вычислителя, вставленной в разъем PCI. Также реализуются и некоторые VST-инструменты. Перенос вычислений в аппаратный модуль позволяет увеличить количество одновременно работающих плагинов. А количество одновременно работающих программных plug-in ов, даже для мощного современного компьютера, далеко не беспредельно. Эти устройства были созданы с прицелом на профессиональное применение, поэтому цена оправдывается высоким уровнем качества обработки звука.

      Имеются следующие виды плагинов для TC Electronic PowerCore Unplugged.

      Плагины виртуальных синтезаторов:     

      - Access Virus ;

      - вокодер D-Coder ;

      -  Novation V-Station ;

      Плагины обработки звука:

      - голосовые процессоры;

       - мастеринговые процессоры;

       - ревербераторы и задержки;

       - фильтры;

       - де эссеры;

       - компрессоры;

       - и т.д. 

      С ценами на плагины PowerCore и их видами более подробно можно ознакомиться здесь. 

       Эксперты признают сопоставимое качество звучания этих устройств и оборудования профессиональных студий. PCI-расширители полностью оправдывают свою стоимость. Ассортимент программного обеспечения процессоров эффектов для работы достаточен. PCI-расширитель не занимает лишнего места в рабочем помещении домашней студии.

TC Electronic PowerCore Unplugged

    Устройство цифровой обработки сигналов (вычислитель), разгружающее центральный процессор и доступное музыкальному редактору в виде плагинов, вычисления для которых производятся не программно, а аппаратно средствами вычислителя.
Платформы:
PC/MAC
Виды плагинов:
VST, AU, RTAS
Подключение:
PCI
     

Приобрести сейчас за 31 641 руб.

 

      Есть еще один вариант подобного симбиоза VST и аппаратного модуля обработки сигналов. Рековый (19") блок процессора эффектов подключается по USB к компьютеру, устанавливается программное обеспечение (VST-плагины). Плагины становятся видны в музыкальном редакторе. А все вычисления производятся также без загрузки центрального процессора, внутри рекового модуля.

     Рековые варианты имеют также доступную цену, что позволяет их использовать в домашней студии звукозавписи.

      Итак, что следует из вышесказанного?

       Оборудование очень близкое по качеству, используемому в профессиональных студиях в последнее время стало доступно (или практически доступно) многим музыкантам, имеющим свою домашнюю студию звукозаписи. В принципе, достаточно обеспеченный человек сможет позволить себе (при наличии желания) скопить и на профессиональную студию начального уровня.

      Но нужна ли теперь такому музыканту сторонняя профессинальная студия звукозаписи?

      Хорошее железо мы можем купить. Отлично. Но музыкальная аппаратура сама по себе не работает. И если у Вас есть аппаратура Мадонны, талант Мадонны, репертуар Мадонны, аранжировки Мадонны, то еще не факт, что у в результате получится и мастер-фонограмма Мадонны. Почему? Да все просто:

      1. Надо записать правильно голос.  Должно присутствовать правильно подготовленное помещение, правильные настройки аппаратуры при записи.

      2. И после  записи и всех аранжировок нужно еще и свести всю эту прелесть в единое целое, которое заставит слушателя насладиться плодами Ваших трудов.

      И вот для этих-то вещей и необходим нам профессиональный звукорежиссер, а может и даже саунд-продюсер, которые и водятся в профессиональной студии, и занимаются этим весьма непростым делом изо дня в день, сводя не десяток, а сотню-другую фонограмм в год. Опыт, что и говорить, ничем не заменишь и с водкой не пропьешь. Я даже осмелюсь предположить, вернее даже полагаю, что так оно и есть: среди музыкантов есть люди - в потенциале гениальнейшие звукорежиссеры, даже показывающие частенько неплохие результаты. Но приведу вам такой пример: давайте представим состязание гениальнейшего шахматиста, который сел за доску в первый раз в жизни, и среднего профессионала, который методично зарабатывает этим делом на жизнь. Результат состязания - предсказуем с точностью практически 100%.

      Резюме:

       1. Доступное по цене высококлассное музыкальное оборудование позволяет музыканту довести свое произведение до совершенства в спокойный домашних условиях, не тратя большие деньги за час записи в профессиональной студии и позволяет сократить свои затраты на получение качественной фонограммы к минимуму.

       2. Запись вокала, гитары, акустических инструментов очень предпочтительна в условиях специально подготовленного студийного помещения, опытными в этих вопросах людьми. Кроме того могут понадобиться сессионные музыканты.

       3. Профессиональный звукорежиссер в хорошей студии сможет окончательно свести Вашу фонограмму с качеством гораздо лучшим, чем это можно сделать средствами любительской студии, знаниями и опытом самого музыканта.

      Но, помните, что Ваша демо-запись для лейбла или продюсера должна быть исполнена в качестве максимально приближенном к профессиональному. Когда запись не звучит, скидки на то, что она была изготовлена в домашних условиях, никто делать не будет. Качественноен демо поможет Вам позиционировать себя в мнении продюсера, прослушивающего запись, как серьезного профессионала, достойного внимания и дальнейшей раскрутки.

 

Наверх

 

    * Описания характеристик и комплектности устройств и программ могут содержать неточности. Перед покупкой уточните у продавца комплектность изделия и значения технических характеристик.
    Цены, приведенные в статье являются ориентировочными и могут отличаться от реальных предложений.

МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ

Напишите Web-мастеру